Томас Грин о том, что такое силат (часть 1)

Природа Индонезии

Представляем перевод статьи про силат из книги Томаса Грина «Боевые искусства мира» (2001).

Силат – это боевая система Юго-Восточной Азии известна под именами «силат» (Индонезия, Филиппины), «силек» (Индонезия) и «берсилат». Слово «силат» означает «борьба» или «драка», к слову часто добавляют частицу «бер», означающему на малайском «делать». «Пенчак» или «Пеньтяк» в переводе с индонезийского означает «искуссные движения».

В основе боевой системы лежат традиционные индонезийские единоборства, на которые повлияли техники из Индии и Китая. В арсенале бойца силат удары руками (в том числе, обеими руками), удары ногами, броски и захваты. В программу обучения входят как приёмы рукопашного боя, так и бой с оружием. Техники выполняются из очень глубоких стоек, низких передвижений или даже с земли. Эти стойки [которые называются «пасаны»] – своего рода «визитная карточка» стиля.

Большинство источников подтверждают, что силат возник на индонезийском острове Суматра, расположенном через Малаккский пролив от Малайского полуострова. Искусство зародилось на Суматре в период Империи минангкабау и развивалось с XVII по XVI века, примерно к XIV веку став полноценным боевым искусством. Силат затем попал в Малайзию через королевское окружение малаккского королевского двора и, без сомнения, повлиял на берсилат, который, в свою очередь, появился примерно в XIV веке.

Силат – это сплав традиционных индонезийских боевых единоборств с заимствованиями из Индии, Китая и с Ближнего Востока. В современной Индонезии на развитие стиля повлияли японские боевые искусства, такие как карате и дюздо, а также кендо (искусство меча).

Самые ранние внешние влияния, вероятно, возникли в прибрежном районе вокруг города Палембанг в период буддийской империи Шривиджая (VII-XII века) благодаря индийцам и китайцам, которые жили в этом регионе. Исследователь стиля Донн Дрегер (Donn Draeger) отмечает, что в «пенчак-силате присутствуют музыка Непала, оружие и боевые стили Индии, костюмы Сиама, арабское оружие, китайское оружие и боевые техники Древнего Китая». Из китайского ушу заимствованы круговые движения, названия оружия, например, «писау» [короткий нож], не исключено также, что и животные формы. Хотя Дрегер и Роберт Смит оба утверждают, что звериные техники силата и ушу появились под влиянием боевых искусств Индии. Влияние индийской культуры проявляется в техниках борьбы, а также в оружии «тябанг» (короткий трезубец, напоминающий окинавский сай), которое похоже на индийский «трисула». С появлением на архипелаге ислама связывают форму многих ножей стиля пенчак-силат, напоминающих «джамбию». В XX веке японское влияние на силат проявилось в некоторых техниках, оружии, а также в системе поясов.

Крис

С другой стороны, устная традиция приписывает появление силата инднезийцам. Согласно легенде, стиль придумала жительница западной Суматры, наблюдавшая поединок между змеёй и птицей (в другом варианте – между большой птицей и тигром). Эта легенда объединяет стиль силат с другими боевыми искусствами, например, с тайцзицюань. Если не считать эту легенду собственным изобретением индонезийцев, можно предположить, что звериные стили силата обязаны своим происхождением китайскому наследию – как утверждают Дрегер и Смит.

Почти до самого конца XX века стили силат в Индонезии были невероятно локальными: чуть ли не в каждой деревне был мастер-учитель со своим стилем. Дрегер и Смит в 1960-х выделяли до 157 стилей индонезийского силата, в то время как другие исследователи считали эту оценку заниженной. Учитывая то, что в Индонезии не было какой-либо официальной организации, представляющей силат, реальное количество стилей не поддаётся учёту.

Хотя большинство этих стилей развивались на острове Ява, силат практиковали не только мусульмане, но также последователи индуизма (в первую очередь на Бали), а также христианские общины. Обращая внимание на случайное распределение техник и тактик (например, преобладание рукопашного боя над ударами ногами), Дрегер утверждает, что что не существует какой-либо связи между физическими характеристиками жителей тех или иных, районов или социально-экономических факторов с развитием определённых региональных стилей пенчак-силата.

Все эти многообразные стили, однако, имеют много общего с филиппинским силатом и малазийским берсилатом. В частности, общее у них то, что хотя все эти стили основаны на использовании оружия, изучение техник начинается без оружия, и лишь потом появляются приёмы с оружием. Сам оружие весьма многообразно. Хотя предпочтение отдаётся холодному оружию, также используются палки разных размеров, шесты и метательное оружие. Среди холодного оружия стоит выделить крис (кинжал с двусторонней заточкой), а также трезубец тябанг – оба вида оружия считаются традиционно индонезийскими и малайскими.

Чтобы начать обучение ученик должен был принести подарки, символизирующие путь воина. Согласно Дрегеру и Смиту это: 1) курица, чья кровь, пролитая на тренировочной площадке, выступала символической заменой реальной крови, которая могла пролиться, 2) рулон белой ткани, в который обернут труп ученика, если он погибнет во время обучения, 3) нож, который символизирует острое внимание, 4) табак, чтобы учитель мог курить во время отдыха, 5) деньги на замену одежды учителя, если она порвётся. После принятия этих символических даров между учеником и учителем возникает практически родственная связь.

Бойцы силат

Обучение силату включало в себя изучение этикета, основных частей тела, которые могут быть использованы в бою, болевых точек, стоек и переходов из стойки в стойку, спарринг, нанесение ударов по жизненно-важным точкам (техника, похожа на японскую атеми), владение оружием, а также изучение разных эзотерических техники атаки, нападения и лечения. Передача знаний осуществлялась не индивидуально, а путём повторения движений за учителем и старшими учениками (с коррекцией от учителя), особенно на ранних стадиях обучения.

До конца XX века силат оставался прикладным боевым единоборством, которое не претендовало на статус вида спорта. Помимо самообороны, силат использовался только как элемент местных праздников (свадеб и других мероприятий). Согласно Кирстин Паука, у народа минангкабау есть даже специальный термин для таких «несерьёзных» демонстраций силата – «мейн силек» («играть силек»). Это игровое измерение позволяет оценивать силат и с точки зрения функциональной (оружие самообороны) и с точки зрения эстетической. Паука выделяет такие критерии функциональности как эффективность, точность, контроль, скорость: с эстетической точки зрения важны баланс, лёгкость движений и плавность движений.

Читайте продолжение статьи: "Томас Грин о том, что такое силат (часть 2)"

Тренировки пенчак-силат в Москве

Звоните по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по пенчак-силат и панантукан в Москве.

Дата последнего обновления: 09-04-2016

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены