Томас Грин о том, что такое силат (часть 2)

Читать первую часть

Во второй части перевода статьи Томаса Грина из книги «Боевые искусства мира» (2001) автор рассказывает о танцах и религиозных практиках, лежащих в основе силата, а также о «стандартизации» силата как боевого искусства.

Танец рандай народа Минангкабау

Красота и плавность движений силата, а также его связь с танцами Юго-Восточной Азии привели к тому, что некоторые исследователи региона ошибочно считали пенчак силат танцем. По мнению Дрегера, главная причина этой путаницы состоит в том, что в силате присутствуют два разных компонента: плавные движения («танец») и боевые движения. Каждый из компонентов можно развивать по отдельности. Паука отмечает, что занятия силатом часто сопровождает музыка (в этом их сходство с танцем), в то же время индонезийские танцы (например, «рандай») содержат многие из движений силата. Дрегер предполагает, что связь между боевыми искусствами и танцем не является односторонней: движения танца вполне могли быть использованы в силате. Паука, пишет, что, по крайней мере, танец «рандай» народа Минангкабау точно «вышел» из стиля силек, в котором тренировки также проходят в форме движения по кругу, во время которого ученики наблюдают за движениями учителя.

В традиционных стилях силат изучение сверхъестественного сосуществует с физическими упражнениями. Хотя основной современной религией Индонезии (и большинства учеников силат) являются ислам, в сфере сверхъестественного сильно влияние буддизма, индуизма (особенно на Бали) и, конечно, анимизма. Анимизм – концепция существования внешней силы, которая может быть подчинена адептами – возникла в доисламский период. Эта концепция буквально «пропитывает» собой весь силат.

Принцип анимизма имеет основополагающее значение для шаманизма, в некоторых регионах Индонезии шаманы по-прежнему практикуют силек. По их представлениям, внешняя сила, которая похожа на китайскую «ци», существует вовне человека и исходит из единого источника («тенанга батин»). Эту силу можно вызвать, практикуя силек и различные духовные техники. В силате используются защитные мантры и амулеты, а в некоторых стилях даже практикуется ритуальные порезы крисами во время танца с крисами, напоминающего ритуал Рангды на Бали. В этом проявляется сходство с китайскими и индийскими техниками (особенно с йогой), а также с анимизмом. Кроме того, исламский суфизм поддерживает веру в «илму» (эзотерическое знание), сверхспособность, позволяющую бойцам силата высших уровней духовно соединяться с душами животных. Джеймс Уилсон считает это наследием анимизма. «Илма» похожа, но не тождественна концепции «тенанга далам» [внутренней силы, которая развивается путём тренировок и выполнения дыхательных техник]. В «официальном» силате эта внешняя сила не признаётся. Школам, которые практикуют «тенанга далам», не позволяют войти в ассоциацию IPSI (Ikatan Pencak Silat Indonesia).

Некоторые стили силат почти полностью основаны на изучении сверхъестественного, а не на физических тренировках. В них учат использовать эту внешнюю силу для атак и защиты. Силу «тенанга далам» также можно использовать для лечения. Эти стили, напоминающие балийский Йодук, практикуются втайне, их используют для того чтобы сражаться с противником силой гипноза, самовнушения и транса. Источники внутренней силы, которые проявляются в этих искусствах, аналогичны тем, что проявляются во время балийского танца с крисам, во время которого участники входят в транс и режут своё тело кинжалами.

танец с крисами на бали

Танец с крисами на Бали

Во время голландской оккупации пенчак силат был запрещён, но не исчез. Во время японской оккупации в ходе Второй мировой войны, пенчак силат пережил второе рождение как оружие сопротивления. Когда голландцы попытались восстановить контроль над страной, жители архипелага обратились к силату как к «секретному оружию» освобождения, веря в то, что силат даёт способность управлять внешними силами. Во всяком случае, среди тех, кто изучает силат, сильна вера в то, что мирный переход от колониального периода к пост-колониальному произошёл во многом благодаря силату. В наши дни некоторые школы силата в Индонезии и Малайзии по-прежнему активно вовлечены в политику.

В последней половине XX века были предприняты попытки «стандартизировать» пенчак силат в рамках организации Persatuan Pentjak Silat Selurah Indonesia (PPSI). Стиль Бакти Негара (который включает в себя традиционные техники силата, джиу-джитсу, айкидо, карате, дюздо и некоторых других стилей) попытался сделать силат видом спорта. На Бали стиль Перисай Дири заимствовал систему поясов из японских единоборств. В целом, эти попытки не имели успеха – во многом потому, что старые мастера силата сопротивлялись нововведениям.

Читайте также:

«Маха Гуру Ричард Крэйб Де-Бордес: чёрный тигр Харимау Пенчак Силат»

Силат: смертоносное искусство Индонезии и Малайзии

"Томас Грин о том, что такое силат (часть 1)"

Тренировки пенчак-силат в Москве

Звоните по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по пенчак-силат и панантукан в Москве.

Дата последнего обновления: 08-04-2016

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены