Бен Ларгуза

Бен Ларгуза

Представляем статью о грандмастере Бене Ларгуза (Ben Largusa), мастере стиля Виллабрилле-Ларгуза Кали (Villabrille-Largusa Kali) - перевод из книги "Филиппинские боевые искусства" (1980) Дэна Иносанто, Гилберта Джонсона и Джорджа Фуна. Грандмастер скончался в 2010 году.

Бен Ларгуза (слева) на обложке журнала Martial Arts (2001)

Бен Ларгуза не называет себя мастером Эскримы. Он - человек Кали, самого древнего филиппинского боевого искусства. Кали - источник, из которого развились все стили Эскримы.

«Эскрима, Арнис, Сикаран, Силат, Кунтао, Калирадман, Калиронган и Пагкаликали - все это стадии Кали, но Кали - их мать или родовое искусство. Все эти ступени - это части нашего обучения».

«Бен Ларгуза - мастер по своим навыкам и знанию. - говорит Дэн Иносанто. - Если вы его не знаете, то трудно вытянуть что-то особенное из него, но самое благоразумное - не трогайте его».

Ларгуза олучил свое искусство от своего учителя, Флоро Виллабрилле, наиболее часто упоминающееся имя среди эскримадоров в Стоктоне. Виллабрилле живет на Гавайях, и Ларгуза,который родился на Кауай, обучался у него 6 непрерывных лет из своих 50-ти. И он продолжал поддерживать контакт с ним, чтобы стать его самым успешным протеже.

Сын рабочего-иммигранта, Ларгуза ведет себя так, что это говорит о нем нечто большее. Он осторожно выбирает слова, слушает глазами и как-то очень небольшими шажками передвигается из комнаты в комнату. Когда он говорит про Кали и об истории Филиппин, то становится ясно, что он хорошо начитан, когда же он демонстрирует и объясняет принципы своего искусства, то к тому же видно, что он очень опытен.

Сейчас у Ларгузы своя школа в в южном Сан-Франциско с системой уровней и курсом обучения, рассчитанным на 3 года. Если студент активен и учит все, чему его учат, то он может потом сдать на право обучать. Со слов Ларгузы, впервые с благословения Виллабрилле был создана коммерческая школа Кали.

Обучение Кали начинается с "Орасьон" или медитации и с молитвы непосвященного. Ларгуза замечает, что и медитацию и молитву должны изучать вне зависимости от вероисповедования.

«Я обучаю лишь базовым вещам, и дальше они уже говорят все, что хотят. Если вы христианин, то вы обращаетесь к небесному отцу. Если вы не христианин, то вы можете обращаться ко всему, во что верите, к сверхъестественному началу или духу света. Во время медитации тренируется способность отдавать . Вам нужно быть смиренным. Тебе нужно отдать до того, как возьмешь, особенно когда тренируешься».

После молитвы начинающие изучают 12 базовых передвижений в Кали с палкой в каждой руке. Потом они изучают 5 вариаций или стилей каждого из этих передвижений. "Нумерадо" - стиль для ближнего боя. "Литерада" (называющаяся также ритерада или отступающий стиль) для дальнего боя. "Сумбрада"основана на быстрых контратаках, и "Фрайл" или "Каблседарио" является комбинацией предыдущих форм.

Палки могут быть как круглыми, так и приплюснутыми, чтобы имитировать меч. Плоские палки напоминают о том, что Кали - система, пригодная для любого вида оружия, острого либо тупого, и один край плоской палки должен быть подобен лезвию. Использование палки в каждой руке помогает ученику развить свою слабую сторону, мгновенно связывая ее с движениями сильной стороны. В результате он становится одинаково искусно владеющим своими оружиями или, по меньшей мере, оружием, скоро он научится искусству работать так же хорошо, как пустыми руками. Все во всем, тренировка сделает ученика одинаково владеющим обеими руками не только в условиях рукопашного боя, но и в условиях боя с оружием.

Бойцы Кали часто используют круг для организации движения рук и ног. Защищаясь, боец Кали внезапно может обогнуть соперника, чтобы переместиться в безопасную зону. Эти безопасные зоны - такие места, в которых соперник либо лишен возможности выиграть момент для своего удара, и удар блокируется до нанесения (позиции А на диаграмме), либо положение, чтобы удар доходил до конца своего движения (позиция B).

Окончание каждого движения в Кали - это начало другого. "Де Кадена" или цепное движение, при котором один элемент связан с другим, придает Кали перетекаемость.

В соответствии с описаниями Ларгуза, базовая концепция защиты в Кали состоит из 3-х элементов: отражение атаки, фактор безопасности и поражающий удар. Отражение атаки - это действие, изменяющее направление удара противника. Фактор безопасности - это контролирующее действие, при котором удерживается рука противника после отклонения его удара. Поражающий удар - это контрудар, но он может произойти как после отражения удара и блокировки руки, так и во время одного из них. Калимэн тренирует себя так, чтобы быть способным вставить поражающий удар или контрудар в любой момент схватки.

"Разящий удар", возможно, ошибочное название, поскольку, по Ларгузе, самое главное в Кали (по крайней мере, как он практикует) - это обескуражить, но не травмировать, и сберечь жизнь, а не забрать ее.

«Если мы хотим убить человека, если наши жизни под угрозой, тогда мы должны воздействовать на жизненно важные зоны - голову, мозг или центры его обеспечения, легкое, сердце. Но основное в изучении Кали - это как ты сможешь спасти человеческую жизнь. Только потом Вы научитесь основам системы Кали».

В школе Ларгуза основная цель - это руки.

«Гремучая змея ведь может убить, правда? Если Вы вырвете ядовитые зубы, она будет выглядеть смертоносно, но убить не сможет. В Кали рука считается ядовитым зубом. Если вы отобьете руку, то она не сможет схватить пистолет или другое оружие и убить вас. Люди, не знакомые с Кали, видят, как мы бьем в руки, и говорят, что это не смертельно, и не представляют, насколько это смертельно, пока не постигнут Кали и не разберутся, почему мы бьем в руки».

Во время объяснения ученикам способов ударов по руке, Ларгуза демонстрирует, как легко при необходимости может быть достигнута цель. Поскольку рука мельче и более уклончивая, чем голова и тело, может показаться, что изучение атак на руки должно обострить аккуратность учащихся. В случаях, наподобие защиты палкой от нунчак, руки действительно движутся медленнее, чем оружие, и следовательно, их легче поразить. Видя, какие возможны скорости в Эскриме и в Кали, кое-кто может удивиться, если пытаться ударить в руку, это будет неопасно в любом виде боя. Как это вы можете выполнить 5 ударов почти одновременно, если вы пытаетесь каждый раз поразить руку? Вот тогда Ларгуза и раскрывает правило ритмических треугольников в Кали.

«В боксе проверено, - говорит он, - что руки быстрее глаз. Если вы бросите в меня 6 дротиков сразу, я не смогу защититься от каждого из них, поэтому я отнесусь к ним как к одному дротику. Если вы очень быстро наносите мне 3-4 удара, я отнесусь к ним как к одному удару. Это лишь одна точка Вашего ритмического треугольника. Однажды поняв теорию ритмического треугольника, вы сможете понять эти движения».

Треугольник, как и круг, - ключ к пониманию Кали. Ритмический треугольник образуется головой в вершине и руками и ногами в других углах. Порази хоть один из них, и у тебя - серьезные трудности, если вообще не утратишь способность биться с противником. Голова находится в вершине треугольника, поскольку влияет и на руки, и на ноги.

Другой пример треугольника, объясняющий принципы Кали, - внутренний треугольник.

«Внутренний треугольник рисуется так же, как ритмический треугольник. - говорит Ларгуза. - Сознание - в верху его. На одной стороне - "ки" - центр внутренней силы, на другой стороне - точка контакта. Если ты поразил спину или ногу, то ки ослабнет. Старики говорят, убей кору и дерево умрет. Это - тот же случай».


Без духовного и ментального аспекта кто-то движется механически, как робот, без чувства и без мысли. "Орасьон" ( медитация ) очень важна, потому что усиливает мышление. Она развивает боевой дух, который мы просто называем по старинке "характер". У каждого свой уровень характера. Вы рождаетесь или с характером или без него. Практикуя Кали, не обязательно рождаться с характером, его можно развивать.

Самый высокий уровень обучения Кали - это когда достигаешь универсального треугольника, во главе которого находится сверхъестественный дух, соединенный с орасьон. Ученик и его противник - в нижних углах.

Сверхъестественный дух, палки и ножи, бой на оружии или руками - все это подводит к неизменному всегда задаваемому вопросу: «Можно ли все же получить ранение?» Ларгуса отвечает, что за все время тренировок ни разу не получил повреждений. Были минимальные ранения у его учеников при прохождении медленного тренинга, теоретически родственного инь и янь в кунг фу или карате.

«Наша философия - говорит он. - мягкая, но твердая, твердая, но мягкая. Когда ты тренируешься медленно, скорость приходит автоматически. Когда ты тренируешься мягко, постепенно приходит твердость. В самом начале мы применяем очень медленный тренинг, чтобы расставить все акценты правильно и наработать ловкость. Когда мы работаем на скорость, то используем или легкую раттанговую палку или пластиковую бейсбольную биту и работаем по неопасным для жизни зонам - таким, как туловище или между суставами для предотвращения повреждений».

В школе Ларгуза сейчас чуть более 40 учеников, которые не спеша работают над своим продвижением по лестнице рангов. Когда они становятся готовы к переходу, Лагуза проводит тестирование. Тест включает в себя "сайяу" - форму танца, заимствованную Эскримой и Кали от испанцев на Филиппинах. Ларгуза обучает более 20 сайяу, которые полагается знать ученикам и делать либо под удары барабана, либо под их собственный воображаемый ритм. В исполнение сайяу входят также 12 базовых перемещений Кали, такие как все защитные движения, контрудары, удары и схемы движения ног.

Он также учит комбинациям, схожи с ката в карате, но разделяет их на 2 категории - плановые и в свободном стиле. Плановые называются так потому, что движения совершаются в четкой последовательности и используются они в основном для новичков. В комбинации в свободном стиле можно использовать все, что знает ученик, и это больше напоминает бой с тенью.

С учетом всего школа Ларгуза, вероятно, самая организованная и коммерческая из основанных в США академий по филиппинским боевым искусствам. Для некоторых эскримадоров коммерциализация школы для публичного использования означает, что искусства разбавляются и замораживаются с целью сделать их приспособленными и понятными широкому пониманию. Но люди, которые видели работу студентов Ларгузы и, особенно, самого Ларгузы, все приходили к такому выводу: " Вы не сможете ударить их и 10-футовым шестом". Этим все сказано.

Вернуться к чтению книги "Филиппинские боевые искусства"

Тренировки по кали в Москве

Звони по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по кали и другим боевым единоборствам Филиппин в Москве.

Дата последнего обновления: 23-04-2016

Перевод оригинала - Д. Герасимов.
При использовании и цитировании данных материалов ссылка на настоящий сайт обязательна.

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены