Джит Кун До Брюса Ли

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До – одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли Дэном Иносанто (Dan Inosanto) и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

памятник Брюсу Ли в Гонконге

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов – типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Дэн Иносанто и Брюс Ли

Дэн Иносанто и Брюс Ли

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее – Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и Тед Вонг (Ted Wong), которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.

Читайте также:

раздел нашего сайта "Статьи о Джит Кун До".

"Дэн Иносанто стучит кулаком по столу"

Тренировки по Джит Кун До в Москве

Звоните по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по Джит Кун До, панантукан и R.A.P.T. в Москве.

Дата последнего обновления: 16-04-2016

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены