Статья основана на переводе книги Роберта Хилла (Robert Hill) «Мир боевых искусств» (World of Martial Arts)

История Модерн Арнис

Что такое Модерн Арнис?

Основатель Модерн Арнис Реми Презас

Одна из характерных особенностей филиппинских боевых искусств – использование оружия с самых первых тренировок. Модерн Арнис не исключение. Основное оружие этого стиля – ротанговая палка, которая называется «кане» (cane) или «бастон» (baston, baton). Она может быть разной длины, но обычно около 71 сантиметра. В Модерн Арнисе преподаётся работа как с одной, так и с двумя палками, с акцентом на двух палках. Также изучается защита безоружного от палки или от холодного оружия (которое также воплощает палка).

Говорят, что изначально палка была чем-то священным для тех, кто занимался арнис, поэтому ученики использовали палку для ударов по кисте или руке другого ученика, а не по палке. Преимущество такого метода заключаетя в том, что именно он используется в настоящем бою – техника называется «лишение змеи клыков», то есть палки, так чтобы он представлял меньшую угрозу. В то же время, такая техника не была особо привлекательной для учеников, поскольку была очень болезненной и травматичной. В результате филиппинские боевые искусства оказались под угрозой вырождения: во многих областях Филиппин японские боевые искусства, такие как карате или дзюдо, были более популярны, чем традиционные боевые системы.

Метод Реми Презаса (Remy Presas) был призван возродить филиппинские боевые искусства. Он начал преподавать технику работы «палка-в-палку», которая привлекла многих новичков и также позволила включить это боевое искусство в школьную программу. «Лишение змеи клыков» при этом остаётся принципом Модерн Арнис – в реальном бою бьют по рукам. Техника применяется и без оружия – арнис направлен на «разрушение конечностей». Тренировки без оружия включат в себя удары, захваты, броски, тренировки с оружием – работу с одним или двумя бастонами, которая стала «визитной карточкой» стиля. Другие техники боевого искусства включают «меч и кинжал» (espada y daga), работу с двумя палками (sinawali), захваты с использованием палки (tapi-tapi).

В Модерн Арнис есть не только работа с партнёром, но и одиночные упражнения, ката (anyo) – как с оружием, так и без оружия. Акцент в обучении делается на том чтобы подобрать каждому ученику подходящую ему технику («искусство внутри твоего искусства»), быструю реакцию на изменение ситуации в драке («поток») и контратаки против попыток атаковать тебя (tapi-tapi). Учеников Модерн Арнис называют «арнисадоры» или «игроки в модерн арнис».

Стили, оказавшие влияние на Модерн Арнис

На возникновение системы оказали влияение не только боевые искусства Филиппин, но также элементы дзюдо, карате шотокан и Джиу-джитсу малого круга Уолли Джея (Wally Jay).

Реми Презас изучал семейную школу филиппинских единоборств с детства. Он также изучал карате шотокан и дзюдо, получив пояса высокого уровня в обоих стилях. Кроме семейного стиля он изучал Балинтавак Венансио Бакона (Venancio Bacon’s Balintawak). Начав преподавать боевые искусства в маленькой гимназии в Баколоде (Западный Негрос) в 1950-х, он попытался заинтересовать молодёжь этим искусством, а также сделать его национальным достоянием и видом спорта. Презас также преподавал в Университете Негроса Восточном-Реколлетос (Pamantasan ng Kanlurang Negros – Rekoletos).

Его желание возродить интерес к традиционным единоборствам со временем только возрастало, так что он начал вносить изменения в стиль [делая его более современным и привлекательным для молодёжи]. В 1969 году Презас переехал в Манилу и основал Филиппинскую Федерацию Модерн Арнис. Ему помогали люди, которые сейчас входят в совет мастеров Модерн Арнис: Родель Дагок (Rodel Dagooc), Джерри дела Круз (Jerry della Cruz), Роланд Дантес (Roland Dantes), Висенте Санчес (Vincente Sanchez), Рене Тонгсон (Rene Tongson), Кристино Васкез (Cristino Vasquez). Он продолжал развивать и продвигать свой стиль до тех пор пока изменившееся политическое окружение не вынудило его уехать в США.

Там он познакомился с Уолли Джеем (Wally Jay), Джорждем Диллманом (George Dillman) и другими мастерами боевых искусств, которы оказали влияение на развитие Модерн Арнис. В частности, в Модерн Арнис вошли многие захваты из Джиу-джитсу малого круга. Искусство продолжало развиваться и меняться, однако акцент на работе с одной палкой и на самозащите сохранился. Те, кто тренировался с Презасом в 1970-х и 1980-х говорят, что стиль совсем не похож на тот, который Презас преподавал в конце 1990-х. В 80-х и 90-х Презас проводил много семинаров (основным способом обучения были семинары выходного дня), а также издавал книги и выпускал видео. В это время он также экспериментировал со структурой школы.

Федерации Модерн Арнис до и после смерти Реми Презаса

Международная Филиппинская федерация Модерн Арнис (The International Modern Arnis Federation Philippines) стала выдущей организацией на Филиппинах, а ведущей организацией в Европе стала федерация Deutschen Arnis Verband. В США, международная федерация IMAF была основной федерацией, выдававшей сертификаты, но основатель также придумал разные титулы, которые отражали положение человека в организации (не просто «гуро» (учитель) или «пунонг гуро» («главный учитель»)), а также его навыки и умения.

Самым выдающимся из них был титул Дату (Datu), то есть лидер, которым он наградил Шишира Инокаллу (Shishir Inocalla), Келли Уорден (Kelly Worden) и Рика «Бонга» Джорналеса (Ric “Bong” Jornales) – в 1980-х. Затем такой титул получили Дитер Кнуттель (Dieter Knuettel) в 1996 году, Тим Харман (Tim Hartman) и Дэвид Хоффман (David Hoffman) в 2000 году. Также в Модерн Арнис существует титул Мастера Тапи-Тапи, которым обладают Джеф Делейни (Jeff Delaney), Чак Гаусс (Chuck Gauss), Джим Ладис (Jim Ladis), Габи Ролофф (Gaby Roloff), Рэнди Ши (Randi Schea), Кен Смит (Ken Smith) и Брайан Завилински (Brian Zawilinski). Эти титулы появились уже после смерти Презаса чтобы обеспечить преемственность стиля: предполагалось, что Дату могут увлечься созданием собственного стиля боевых исксств. Однако до 2001 года единство стиля сохранялось.

В 2001 году, после смерти Презаса движение раскололось. IMAF разделилось на две группы, одну из которых возглавил Рэнди Ши, а другую – Джеф Делейни, остальные пять Мастеров Тапи-Тапи ассоциировали себя с первой группой. Сын Реми Презаса, Реми Р. Презес c остальными детьми [Деметрио и Мари Анн Презас] создали собственное направление [Modern Arnis Remy P. Presas International Organization (MARPPIO)]. Тим Харман и Дитер Кнуттель добились определённой независимости для своих федераций (WMAA и DAV, соответственно). Другие группы, например, группа, которую возглавила Келли Уорден добились независимости еще до смерти основателя стиля (и с его благословения). Дэн Андерсон создал собственное ответвление Модерн Арнис, которое он назвал «Модерн Арнис 80», и преподаёт этот стиль в Грешеме, штат Орегон.

Хотя обе федерации IMAF утверждают, что только они выдают подлинные сертификаты Модерн Арнис, многие полагают, что делая акцент на «искусстве для тебя», сам Реми Презас заложил основу для того чтобы его ученики создавали собственные стили и течения, обучая своей версии стиля.

Читайте также:

"Арнис: насколько он актуален как система самообороны?"

"Кали, Арнис, Эскрима. Почему у боевых искусств Филиппин три названия?"

"Как проходят наши тренировки?"

Тренировки по модерн арнис в Москве

Звоните по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по модерн арнис и филиппинскому боксу в Москве.

Дата последнего обновления: 03-04-2016

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены