/ Статьи о Джит Кун До / Тед Вонг: главное свойство хорошего бойца – способность адаптироваться

Тед Вонг: главное свойство хорошего бойца – способность адаптироваться

Тед Вонг: главное свойство хорошего бойца – способность адаптироваться

Интервью с учеником Брюса Ли Тедом Вонгом (Ted Wong) о концепции Джит Кун До. Интервью было опубликовано в мае 2008 года в журнале Black Belt. На тот момент Теду Вонгу было 70 лет, однако он продолжал проводить семинары по Джит Кун До по всему миру. Интервью публикуется с незначительными сокращениями.

Расскажите о своей жизни до того как вы познакомились с Брюсом Ли.

Я был очень занят работой и своей семьёй. Жить было трудно. Я интересовался боевыми единоборствами с детства. Потом я заинтересовался боксом, который достаточно часто смотрел по телевидению. Когда я начал сравнивать бокс с боевыми единоборствами, у меня появилось ощущение, что бокс более практичен. Меня перестало интересовать изучение восточных единоборств – до встречи с Брюсом Ли.

В 1967 году Вы тренировались с Брюсом Ли в его школе в Лос-Анджелесе, а затем брали частные уроки. Вы даже тренировались с Брюсом у него дома. Как это получилось?

Когда я начал заниматься с школе в китайском квартале, у меня было мало опыта в боевых единоборствах. Брюс видел, что мне не хватало навыков и знаний, но, думаю, он почувствовал, что у меня есть страсть к занятиям, поскольку я был целеустремлённым и много работал. Ему меня было жалко, поскольку у меня было намного меньше опыта, чем у других учеников группы (некоторые их которых были мастерами каратэ с чёрным поясом и чемпионами по боксу). Брюс также узнал, что я из Гонконга и говорю на том же диалекте, что и он. Это стало ещё одной причиной для того, чтобы мы сблизились.

Вы говорили, что вас также объединял интерес к классическому боксу 20-х годов…

Однажды Брюс считал энциклопедию бокса и начал задавать мне разные вопросы из книги – вроде прозвищ чемпионов по боксу. Его удивило то, что я их знал. Хотя у меня не было опыта в боксе, я много о нём знал. Я читал журналы о боксе и знал историю чемпионов бокса. Наверное, это ещё одна из причин, почему он взял меня в свои ученики. Позже я узнал, что Брюс очень интересовался классическим боксом. Джиткундо развивалось под влиянием бокса и фехтования.

Можете рассказать подробнее о том, как развивался стиль?

В 1967 году, в ранний период развития джиткундо, в нём всё ещё было сильно влияние вин чун. Затем Брюс упростил и отточил некоторые элементы, особенно стойку. Если вы посмотрите на его стойку в 1967 году и в 1971 году, то увидите, как он её упростил и сделал более эффективной. В 1967 году его стль всё ещё ориентировался на вин чун, стойка была более квадратной и открытой – для выполнения таких «ловушек» как Лоп сао, Пак сао и так далее. По мере совершенствования [в боевых единоборствах] Брюс понял, что ловушки не настолько уж эффективны и, кроме того, не вполне соответствуют его нынешнему стилю боя. Тогда он изменил стойку на другую, более ориентированную на быстрое движение, по сути, отказавшись от ловушек. Если вы знаете философию простоты и направленности, заложенную в джиткундо, то понимаете, что ловушки – это сложно и не очень направленно. Такая техника также подразумевает выполнения множества пассивных движений – чтобы завершить приём нужно выполнить несколько движений.

То есть со сменой стойки ловушки и блоки по четырём углам уже не соответствовали той концепции, которую он развивал?

Более поздняя стойка предназначена для быстрых перемещений и уклонов, она не подразумевает необходимости блоков. Предыдущая стойка была хороша для работы по четырём углам, но она не позволяла развить скорость атаки по прямой линии. Принцип джиткундо заключается в том, чтобы не тратить зря силы движения. Одновременный блок-удар предпочтительнее двух движений («блок, удар»), которые «забирают» вашу силу и замедляют вас. Более поздняя стойка также предназначена для более длинной дистанции, которая позволяет произвести перехват движения так, как удобно вам, поэтому она более быстрая.

Опишите, пожалуйста, ваши частные уроки.

На частых занятиях мы часто отрабатывали то, что хотел отработать он, или то, чем он сам занимался в это время. Иногда он использовал меня в качестве проверки, например, выполнял определённый удар, а затем спрашивал про скорость, силу, последовательность движений. Иногда он работал со мной над тем, что мне не удавалось: я помню как работал над боковым ударом ногой на протяжении двух месяцев. Иногда мы работали над чем-то вроде «балета» для кино, отрабатывая время, постановку камеры, углы съёмки. Мы не очень много тренировались вместе физически, но он составил для меня программу силовых тренировок. Она включала в себя работу с весами, иногда он также давал мне определённые упражнения на развитию силы ударов рук или ног, иногда после занятий мы вместе занимались бегом.

Брюс Ли долгие годы занимался вин чуном. Как Вы думаете, почему он отошёл от этого стиля?

Брюс начал заниматься вин чун в детском возрасте. Когда он приехал в Америку, его сознание раскрылось. Он смог посмотреть разные боевые стили, а также бокс и фехтование. И стал думать о том как улучшить вин чун, задавая себе вопрос «Как наилучшим образом использовать две руки и две ноги?»

По мере совершенствования, Брюс осознал, что многие техники вин чун нефункциональны, потому что у них есть ограничения, а также потому что они были очень классическими, ориентированными на традицию. Классические искусства не меняются на протяжении многих лет, они не склонны к изменениям. Так что Брюс стал развивать свой стиль в направлении бокса и фехтования, он изучал науку (в частности, законы физики), и понял, что вин чун не соответствует тому направлению, в котором он развивался.

В 1965 году у него был поединок в Окленде (Калифорния) с мастером кунг фу из Гонконга, во время которого он осознал многие ограничения стиля вин чун. Он понял, что должен был закончить тот поединок не за 3 минуты, а за 3 секунды. Это и было поворотным моментом, после которого он начал более тщательно анализировать свою боевую систему, а также свою физическую подготовку. Я думаю, что это событие привело к появлению стиля джиткундо и его постепенному уходу от стиля вин чун. Стиль вин чун сковывал его по рукам и ногам. Он пытался найти более совершенный стиль и стал смотреть в сторону бокса и фехтования. Когда Брюс отошёл от вин чун и изменил стойку, начался его настоящий прогресс.

Некоторые люди говорят, что Брюс так и не смог отказаться от своего прошлого и что техники вин чун – это ключ к освоению джиткундо…

Те, кто так говорит, не знают ничего о стие Брюса Ли или пытаются продвигать собственный стиль за счёт него. Это утверждение просто оскорбительно, поскольку у Брюса была и сила и ум, достаточные для того чтобы создать собственный стиль и адаптировать другие стили. Эд Паркер (Ed Parker), который был близким другом Брюса, однажды сказал, что когда он показывал что-то Брюсу в первый раз, он мог повторить это на том же уровне, во второй раз он уже делал это лучше. Брюс как-то сказал мне, что главное свойство хорошего бойца – способность адаптироваться.

Источник на английском

Читай также:

"Дэн Иносанто стучит кулаком по столу"

Дэн Иносанто о Брюсе Ли и концепции Джит Кун-До

Джит Кун До Брюса Ли

Тренировки по Джит Кун До в Москве

Звоните по телефону +79057779991 чтобы записаться на тренировки по Джит Кун До, панантукан и R.A.P.T. в Москве.

Дата последнего обновления: 03-04-2016

© 2010 «Центр развития Арнис Кали Силат и Джит Кун До». Все права защищены